«Как защитить свои права как потребителя при сдаче технически сложного устройства на гарантийный ремонт»
В связи с регулярными обращениями жителей района в прокуратуру о нарушении прав потребителей, отказе продавцов принять технически сложное устройство на гарантийный ремонт, (отказе в гарантийном ремонте). Представляется необходимым дать разъяснение законодательства о защите прав потребителей, а также особенности практического применения.
В соответствии с ч.1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «ЗОЗПП») в отношении технически сложных товаров установлены особые условия возврата (замены, либо обмена) товара с недостатками и получении выплаченной за него суммы. Потребитель имеет безусловное право вернуть технически сложное устройство с выявленными недостатками продавцу (иному уполномоченному лицу) и получить уплаченную сумму лишь в течении 15 дней, по истечении данного срока для реализации данного права, необходимо наличие одного из следующих условий: 1. Обнаружение “существенного недостатка” товара; 2. Нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; 3. Невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Важно отметить, что “отсутствие” у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, а также продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (ч.5 ст. 18 «ЗОЗПП»).
Таким образом, потребителю в случае обнаружения недостатка купленного товара по истечении 15 дневного срока со дня приобретения технически сложного товара (устройства, прибора) необходимо обратиться к продавцу (иному уполномоченному лицу) с письменным заявлением (претензией) о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков приобретённого по договору розничной купли-продажи товара.
К указанному требованию (претензии) необходимо приложить акт приёма-передачи, в котором подробно изложить состояние устройства (царапины, наличие (отсутствие) заводской опломбировки, состояние лакокрасочного покрытия на крепежных болтах), геометрическая целостность корпуса, работоспособность устройства, также следует описать наличие (отсутствие) механического или иного воздействия на устройство (тепловое, электрическое, магнитное), а также наличие (отсутствие) признаков попадания влаги. Данный акт является гарантирующим документом, в соответствии с которым потребитель передает продавцу устройство в состоянии, указанном в акте.
Зачастую при обращении к продавцу (изготовителю, уполномоченную лицу и т.д.) он предлагает заполнить типовую форму заявления (обращения, претензии) о гарантийном ремонте устройства, в котором установлен сорока пятидневный срок проведения ремонтных работ, однако согласно ч.1 ст. 20 «ЗОЗПП» если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Объективно необходимый срок устранения недостатков товара складывается из особенностей технологического процесса при производстве ремонта (замены) того или иного элемента устройства. Важно отметить, что отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон.
Таким образом в случае, если потребитель не заключал с продавцом письменные соглашения о сроках производства гарантийных (ремонтных) работ, продавец (иное уполномоченное лицо) обязано незамедлительно устранить выявленные потребителем недостатки товара.
Важно отметить, что потребитель вправе отказаться от подписания типового акта, предложенного продавцом, либо исключить положения, которые как он считает дискриминируют (ухудшают) его правовое положение как потребителя. В данном случае продавец обязан принять устройство в соответствии с претензией и актом приёма-передачи, предоставленного покупателем.
Также согласно ч. 2 ст. 20 «ЗОЗПП», установлено, что по требованию потребителя, продавец в трехдневный срок обязан безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. В случае отсутствия «подменного» фонда, продавец (иное уполномоченное лицо) в соответствии со ст. 23 «ЗОЗПП» уплачивает потребителю за каждый день просрочки “неустойку” (пеню) в размере одного процента цены товара. Для реализации данного права необходимо отразить данное требование, в заявлении (претензии) о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков приобретённого по договору розничной купли-продажи товара, либо составить отдельное заявление (требование).
В соответствии с ч. 5 ст. 18 «ЗОЗПП» продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, в случае необходимости вправе провести проверку качества товара, однако потребитель вправе участвовать в проверке качества товара, для исключения любых неправомерных манипуляций с устройством потребителя, в заявлении (претензии) следует изложить требование о проверке качества (диагностики) в присутствии потребителя, устройство (аппаратуру) без согласия потребителя не вскрывать (разбирать).
Указанную претензию и акт приёма-передачи устройства необходимо распечатать в двух экземплярах, один вручить уполномоченному лицу продавца, а на втором потребовать поставить отметку о принятии, с обязательным указанием: ФИО уполномоченного лица, должность, дату приёма претензии, количество листов на которых была принята претензия, печать предприятия. Передачу устройства следует производить только после подписания всех документов и заполнения акта-приёма передачи.
Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Помощник прокурора района Волков Р.А.